Коммерсантъ,
21 ноября 2020 г.
Цифру не поделили
1787 просмотров
Банк России инициировал законопроект о создании автоматизированной информационной системы (АИС) страхования, в которую будет стекаться вся информация по заключенным в стране договорам и их участникам. Оператором страховой АИС станет 100-процентная «дочка» ЦБ, ее полномочия будут достаточно обширны — от предоставления данных по аналогии с БКИ на банковском рынке до присвоения уникальных номеров полисов ОСАГО. Законопроект уже внесен в Госдуму. Страховщики крайне негативно отреагировали на инициативу регулятора, они называют ее ручным тормозом цифровизации отрасли и сожалеют о двух миллиардах рублей, потраченных на недавнее обновление базы ОСАГО.
Ряд депутатов во главе с председателем банковского комитета Анатолием Аксаковым внесли в Госдуму проект о создании единой АИС страхования. В пояснительной записке к нему говорится, что сейчас на страховом рынке функционирует несколько систем хранения данных по отдельным видам страхования, а нужна одна, которая избавит страховщиков от дополнительных издержек. Порядок и сроки создания страховой АИС определяет ЦБ, ее оператором будет АО — 100-процентная «дочка» регулятора.
В саму АИС страховщики обязаны будут сгружать всю информацию по заключенным договорам, страховым событиям, причинителям вреда, объектах страхования, размерах страховой суммы и премии по договору, рисках, выплатах и даже чуть больше — «иную информацию, обязанность по представлению которой в АИС страхования установлена федеральными законами, нормативными актами Банка России».
Пользователями базы станут «лица, которые заключили договор об оказании услуг», сами страхователи, судьи, финомбудсмен, нотариусы и Банк России.
Гражданам, по аналогии с практикой бюро кредитных историй (БКИ), данные из системы будут выгружаться два раза в год бесплатно (не более одного раза — на бумажном носителе) — касающиеся их самих и страховщиков. Все последующие обращения в страховую АИС будут платными (в настоящее время такое обращение в НБКИ, например, стоит 450 руб.). Оператор базы должен обеспечить сохранность и достоверность информации, также он будет анализировать все поступающие данные и даже присваивать и учитывать уникальные номера полисов ОСАГО.
Как сообщили “Ъ” в ЦБ, «законопроект был подготовлен по инициативе Банка России. Появление централизованной системы хранения информации на страховом рынке с прямым участием Банка России позволит обеспечить высокую эффективность работы такой системы.
Будут установлены высокие требования к качеству информации, в том числе за счет доступа к государственным и информационным системам Банка России, а также к защите информации, включая персональные данные, сведения, составляющие тайну страхования». Все детали работы системы будут рассмотрены регулятором в ходе создания оператора. Сгружать ему информацию по ОСАГО страховщики должны будут спустя год после вступления закона в силу, по остальным видам страхования — через 18 месяцев.
Напомним, летом страховщики обновили свою АИС ОСАГО, на это ушло около 2 млрд руб., всего же, как говорят на рынке, в эту базу с начала ее создания было вложено порядка 10 млрд руб. Эта база должна была стать частью национального риск-офиса и вмещать в себя всю информацию по страхованию и анализу рисков. Представители ЦБ неоднократно заявляли, что такой ресурс, как эта база, должен функционировать под контролем регулятора. Все лето на рынке обсуждали, на каких условиях ЦБ заберет обновленную базу и будет ли это возмездным действием — получат ли участники страховых союзов возмещение затрат.
Неожиданный поворот в виде законопроекта о создании страховой АИС сильно огорчил страховщиков. Как говорит президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс, «с рынком никаких консультаций по этому проекту не велось. Сам проект основан на подготовленном рынком законопроекте о бюро страховых историй, где говорилось о том, что оно создается под контролем ВСС и принадлежит союзу. Во внесенной версии ВСС заменен на ЦБ и добавлена часть по аналогии с БКИ».
С таким вероломством регулятора участники рынка намерены бороться: в ВСС говорят, что готовы отстаивать свою базу, планируются встречи по теме в Минфине, ФАС и ЦБ. Как говорит исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, «по сути, этот проект останавливает цифровизацию отрасли, это ее ручной тормоз — рынок только набрал ход, компании перенастроили свои IT-системы для работы с обновленной базой ОСАГО 2.0, а тут рынку говорят, что у него все фактически отбирают. Какой теперь смысл вкладываться дальше в развитие цифровых сервисов и электронного обмена? Мы же не знаем, какую систему выберет новый оператор АИС». По его словам, все сервисы, которые последние несколько лет развивали страховщики,— проверка КБМ на сайте РСА, помощник ОСАГО (мобильное приложение, которое начал делать ЦБ, но затем спустил его на доработку в РСА) — были идеологически настроены на бесплатные обращения для граждан. В создании же регулятором страховой АИС на рынке видят попытку заработать.
В свою очередь, страховщикам вести дубль такой базы у себя в союзах — значит, соглашаться на дополнительные расходы, кроме того, союзы лишаются части функций саморегулирования, считают в них. «В цифровой век саморегулирование происходит путем электронного обмена данными,— пояснил “Ъ” Евгений Уфимцев,— у нас же теперь по сути отбирают цифровой инструмент. Как нам теперь собирать отчеты? В бумажном виде? Или обращаться в эту новую организацию за деньги?» В ЦБ на вопросы о деталях функционирования нового оператора страховой АИС не ответили.
Татьяна ГРИШИНА
Вся пресса за 21 ноября 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Технологии, Страховое право, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
1 июля 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 1 июля 2025 г.
Эксперты узнали, насколько хорошо россияне понимают особенности ОСАГО

|
|
Известия онлайн, 1 июля 2025 г.
Опрос показал, что более трети россиян не знают отличий ОСАГО от каско

|
|
Интерфакс, 1 июля 2025 г.
Думский комитет поддержал снижение штрафов для такси за отсутствие полиса ОСГОП

|
|
Деловой Казахстан, 1 июля 2025 г.
Состояние страхового сектора Казахстана: основные тренды и изменения

|
|
Финмаркет, 1 июля 2025 г.
ЦБ: квартальный рост сборов по ОСГОП составил 41%, выплат - 15,3%

|
|
Европейско-Азиатские новости, Екатеринбург, 1 июля 2025 г.
В Екатеринбурге с машин массово воруют зеркала и колеса

|
|
КрымPRESS, 1 июля 2025 г.
Мнение: автомобилисты хотят улучшений в ОСАГО и готовы за это платить

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 июля 2025 г.
Как развивается рынок спортивного страхования в Казахстане и мире

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 июля 2025 г.
Insurance Europe призывает упростить правила ЕС по кибербезопасности

|
|
Парламентская газета, 1 июля 2025 г.
Более двух миллионов кубанцев в 2024 году прошли диспансеризацию

|
|
Гарант.ру, 1 июля 2025 г.
Пациенты смогут жаловаться страховщику на медпомощь по ОМС через портал госуслуг

|
|
161.ru, Ростов-на-Дону, 1 июля 2025 г.
Режим ЧС ввели из-за страшной засухи в Ростовской области

|
|
Forbes Казахстан, 1 июля 2025 г.
На случай пожара: владельцев ТРЦ обязали покупать страховку минимум на 295 млн тенге

|
|
Forbes Казахстан, 1 июля 2025 г.
Старшему брату Альжанову разрешили стать крупным акционером страховой компании

|
|
Известия онлайн, 1 июля 2025 г.
Россиян предупредили о главных угрозах для квартир во время отпуска хозяев

|
|
Sputnik Кыргызстан, 1 июля 2025 г.
Оформление полиса ОСАГО отсрочили в Кыргызстане — штрафов пока не будет

|
|
Российская газета-Кубань, 1 июля 2025 г.
Миллиарды за неурожай

|
 Остальные материалы за 1 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|